ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЧУДА

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЧУДА

 

Людям нравятся истории о замечательных детях. До поры до времени ими восхищаются, а потом начинают раскладывать чудесный дар по полочкам: говорят, что вундеркинды родятся оттого, что уровень гормонов в гипофизе у них выше, чем у обычных детей; говорят, что вундеркинды родятся в определенные фазы луны; говорят, что вундеркиндами вовсе не родятся, а становятся — благодаря амбициям родителей. Говорят, что вундеркинды долго не живут, потому что у них слишком тонкая душевная организация. В общем, про них говорят. А потом забывают.

А ведь они как-то живут дальше. Или не живут.

 

Настя

 

В детстве многие любили танцевать. Вот и Настя Меськова тоже любила — включала пластинки с музыкой из балетов, усаживала маму и без устали оттанцовывала по два акта. На сцену в первый раз Настя вышла в четыре года: в МГУ, где преподавали ее родители, при подготовке какого-то концерта не хватало номеров, и Настя сказала: "А давайте я станцую 'Умирающего лебедя'".

Но ведь многие дети любят танцевать, не правда ли? И только некоторых из них природа создает специально для балета. Как Настю.

Когда ей было пять лет, она услышала по телевизору о том, что "Утренняя звезда" приглашает талантливых детей. Настя сама набрала номер и сообщила, что хочет показать им то, что умеет. В долгом, продолжавшемся несколько месяцев, конкурсе "Утренней звезды" Настя Меськова со своими вариациями "Кармен", "Жизели", "Дон Кихота" заняла первое место. Очень скоро без нее не обходился ни один праздничный концерт на телевидении, в зале "Россия" и в Кремлевском Дворце съездов. Ее снимали в кино — в ролях принцесс и маленьких балерин. И правда, разве нашелся бы человек, которого оставила бы равнодушным очаровательная крошка в балетной пачке, танцующая безумие Жизели? Мама в общих словах пересказывала Насте содержание балетов, и та танцевала как чувствовала — исключительно импровизируя. За кулисами мама спрашивала у компетентных людей, не нужно ли Насте заняться хореографией с педагогами, но ей отвечали: "Нет-нет! У нее все от Бога. Ей ничего не нужно".

— Честное слово, — говорит Настя, — я тогда даже не понимала, что у меня такого, не как у всех. Меня мама всегда критикует в пух и прах — она меня, наверное, ни разу в жизни не хвалила, а если ей что-то понравится, она только и скажет: "Ну, ничего не могу сказать". Так вот, она мне все время повторяла: "Настюша, ты должна помнить, что сцена не навсегда", приводила всякие примеры, как те, кем восхищались в детстве, ломались... А я не понимала, какое это имеет ко мне отношение. Мне просто нравилось танцевать.

В 8 лет Настю приняли в хореографическое училище — с одним условием: больше никаких концертов, гастролей, телевидения. Только учеба. Этот вступительный экзамен даже снимало телевидение —так что обещание, данное Настей Меськовой Софье Николаевне Головкиной, документально засвидетельствовано. И так начались будни.

— Я не любила репетировать — просто не была к этому приучена. Ко всему прочему я была совсем маленькая: все девочки в классе старше меня на два года, но требовали от меня ничуть не меньше, если не больше, и оценивали строже. Жизнь в училище нравилась мне все меньше. Мне казалось, что "мой" балет уже в прошлом. Незнакомые люди говорили мне: "А мы помним вас, как вы тогда танцевали...", и мне казалось, что я стою на месте. Я начала отставать от других в учебе, и, когда однажды в училище мне сказали, что я профнепригодна, я всерьез подумала, что хочу уйти из балета. Мне было 12 лет, и я стала думать, что делать дальше. И вдруг меня как обожгло: как же я смогу жить без балета? Ведь, сколько я себя помню, я все время танцую, это просто мой воздух. Кроме того, я стала думать, что не могу подвести маму, которая посвятила себя мне — ведь, чтобы возить меня всюду, приносить мне обеды в училище, она ушла с работы. И я решила, что все наверстаю — буду очень много работать, а все остальное для того, чтобы стать хорошей балериной, у меня есть. Например, очень важное качество: я не боюсь сцены. Мама рассказывала, что в детстве она всегда держала меня за руку, чтобы я раньше времени не выбежала на сцену. И вот в 12 лет, после этого решения, как-то само собой пришло ощущение, что не все уже было, а все еще будет.

Для того чтобы снова почувствовать себя "в жизни", Настя, нарушив обещание и навлекая на себя гнев преподавателей, стала ездить на конкурсы и выступать.

— Это было очень рискованно — я знала, что не могу не победить. Но зато я знала, что, если вернусь с золотой медалью, мне никто ничего не скажет. Так что приходилось выигрывать.

Сейчас Насте Меськовой 17, и она уже год как принята в труппу Большого театра. Как и полагается новичкам, пока танцует в кордебалете, но есть уже и одна ведущая партия в балете "Фантазия на тему Казановы" (Настя танцует ее в очередь с Илзе Лиепой). Репетирует несколько ролей в новых спектаклях и под руководством Людмилы Семеняки готовит сольные партии. После гран-при на конкурсе в Вене в 2001 году Настю регулярно приглашают в турне "Звезды мирового балета". А от Большого театра она ездит на гастроли по России — и каждый раз бывает счастлива, когда ей говорят: "Ой, Настя, мы помним вас вот такой крошкой, когда вы танцевали Жизель. Но, знаете, теперь вы стали настоящей балериной".

 

Домовой,

2002 год

 

 

Hosted by uCoz